You are here: Главная Новости Одесса благодарна! Франц Павлович де Воллан
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Helen Illichova

art gallery

видеоуроки живописи

Одесса благодарна! Франц Павлович де Воллан

Одесса благодарна!

Франц Павлович де Воллан

(Франц-Павел Деволан, ДеВолант, Сент-Деволан) (фр.Francois Sainte de Wollant) (20 сентября 1752, ъАнтверпен – 30 ноября 1818, Петербург)

Творчество одесской художницы Елены Ильичёвой неразрывно связано с общественной деятельностью по сохранению культурного наследия, исторических памятников, произведений архитектуры. Но, в первую очередь, – памяти о выдающихся людях, порой незаслуженно забытых, либо не получивших посмертно, ввиду личной скромности, признания, достойного славных дел.

Случилось так, что в Санкт-Петербургской земле покоятся два первостроителя Одессы. И если имя первого, администратора адмирала Иосифа де Рибаса достаточно известно, то имя второго, архитектора генерала Франца де Воллана известно, пожалуй, в основном специалистам…

Франц Павлович де Воллан (Деволан) – первый инженер в армиях Г. А. Потёмкина и А. В. Суворова, первый архитектор Вознесенска, Одессы, Новочеркасска, Тирасполя, Овидиополя и др. городов, строитель первого чугунного моста в Петербурге, первый инженер во главе Ведомства путей сообщения, первый член Комитета министров от этого ведомства, первый русский гидротехник, создавший самую большую водную систему в Европе, связавшую Петербург с Волгой и Белым морем.

Родился 20 сентября 1752 г. в Антверпене в семье брабантских дворян. Юность провёл в голландских селениях в Северной Америке, где он впервые ознакомился с военно-инженерным делом: принимал участие в постройке укреплений и сражался с англичанами. С 1779 г. Ф. Деволан служил в Голландской Гвиане и занимался топографическими исследованиями и составлением карт. По возвращении в Голландию в 1784 г. участвовал в составлении атласа и юго-восточной части Голландии. В марте 1786 г. вышел в отставку.

По протекции российского посла в Гааге С. А. Колычева вступил в русскую службу инженер-майором 30 октября 1787 г. в возрасте 26 лет. В следующем году, во время русско-шведской войны, он во флоте адмирала С. К. Грейга участвовал в Готландском сражении и в конце того же года, а затем отправлен на юг в армию Г. А. Потёмкина.

Г. А. Потемкин командировал Ф. Деволана в распоряжении Комитета строения города и порта Николаева, он принимал активное участие в разработке планов строительства верфи и порта Николаева, а также фортификационных сооружений для нового города.

В качестве исполняющего обязанности первого инженера армии, Ф. Деволан участвовал в крупнейших сражениях русско-турецкой войны 1787-1791 гг. В 1792 г. он занимался укреплением городов и крепостей на побережьях Азовского и Чёрного морей и в следующем году был утверждён в должности первого инженера Южной армии А. В. Суворова.

В звании старшего инженера, в 1795 г. Ф. Деволан  руководил постройкой Кинбурнской крепости, а также крепостей Фанагорийской и Тираспольской, порта Ахтиар (Севатополь), Очаковского блок-форта на о. Майском. В это же время Ф. Деволан составлял планы застройки новых основанных городов Овидиополя, Григориополя и Вознесенска, продолжал работать над планами застройки города Николаева.

В это же время адмиралу И. де Рибасу и инженер-полковнику Ф. Деволану было предписано осмотреть берега устья Днепра и Чёрного моря, чтобы выбрать удобное место для порта. Таким пунктом была избрана недавно отвоеванная у Турции крепость Гаджибей. По приказанию императрицы Екатерины ІІ, в 1794 г. она была названа городом, здесь приказано устроить военную гавань с купеческой пристанью. Планы города и гавани, составленные Ф. Деволаном, удостоились Высочайшего утверждения, и под его же руководством начато строительство. Для производства всех построек, учреждена под начальством А. В. Суворова, «канцелярия строений города и порта Гаджибейского», директором которой назначен Ф. Деволан. Под его руководством основные работы в 1796 г. были окончены, город был назван  Одессой.

Вскоре Ф. Деволан переехал в Санкт-Петербург и 6 октября 1798 г. уволен со службы. При создании Департамента водных коммуникаций в 1799 г., он приглашен на службу в это учреждение. На протяжении 1800-1810 гг. Ф. Деволан руководил грандиозными гидротехническими работами, по созданию уникальной и самой крупной в Европе водной системы, связавшей Петербург с Волгой и Белым морем. С 1916 г. осуществлял проектирование и руководство строительством дороги европейского шоссейного типа между Москвой и Петербургом

Франц Павлович Деволан скончался 30 ноября 1818 г., похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом лютеранском кладбище.

В целях увековечения памяти Франца де Воллана Елена Ильичёва выставляет созданное в ходе мастер-класса произведение на аукцион (галерея «Космополис»); вырученные средства будут направлены в Клуб одесситов Санкт-Петербурга для установки мемориальной доски великому архитектору.

 

Комментарии  

 
0 #1 IELTS Listening 25.09.2017 11:28
So basically, a good story doesn't make a writer, a writer makes a good story
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Голосование

Что, по Вашему мнению, лучше всего вписывается в рамки Арт-Центра?
 


Посетители

1053398
TodayToday76
YesterdayYesterday174
This weekThis week1659
This monthThis month6411
AllAll1053398

Недавние Комментарии

  • you are really a: https://[censor ed]3g.com/ excel...
  • I was able to find good advice from your content. ...
  • Yoou made some good points there. I looked on the ...
  • От Ваших работ веет душевным теплом, и хочется бес...
  • Хочу участвовать в мастер-классе в Москве(желатель...