You are here: Главная Статьи Статьи о художнике Сергей Левандовский - Манускрипты старых мастеров
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Helen Illichova

art gallery

видеоуроки живописи

Сергей Левандовский - Манускрипты старых мастеров


Манускрипты старых мастеров - Елена ИльичеваВдохновение — внутренняя сбалансированность,
собранная по крупицам впечатлений...
Слушаю драгоценные подсказки. Они - везде!
Елена Ильичева

«Манускрипты старых мастеров» - одна из последних картин, помеченная 2010 годом. Под этим названием в Санкт-Петербурге открыта выставка произведений одесского художника Елены Ильичевой, которая уже не в первый раз проводит тематические показы своих работ, объединенных в особые циклы.

Удивителен создаваемый художником сплав образов далеких веков с предметным миром сиюминутных вещей - это подлинный «гимн Гармонии», ее «Тонкому звону» (название одной из картин 2008 года), прославление красоты жизни в «Мажорном аккорде» (картина 2007 года), зов к поиску света и радости.

Для Елены Ильичевой показательна способность безошибочно попасть в атмосферу старинного, загадочного, как бы подернутого временем колорита, богатого изысканными оттенками насыщенных и глубоких красных, коричневатых тонов. Впрочем, наиболее точное определение цветового строя ее живописи принадлежит самому автору картин: «Сочетание кораллового с серым и серебристым...» При этом она блестяще умеет совладать с обилием небезопасного во вкусовом отношении красного цвета («Рубиновые зерна», 2007; «Бордо», 2008; «Концентрация пурпура», 2009).

О существенной роли для масляной живописи сгущенных, плотных темных красок, придающих ей достоинство и значительность, много размышлял Освальд Шпенглер. Он видел глубокий смысл «в возведении благородной ржавчины в степень художественного средства, имеющего самостоятельное значение». «Это тот коричневый тон, который берет свое начало из глубокого свечения иных готических витражных окон, из сумерек высокосводчатых соборов. В этом мерцающем золотисто-коричневом цвете протягивают друг другу руки готика и барокко, искусство ранних витражей и темная музыка Бетховена... Коричневый цвет стал отныне исконным цветом души, души, исторически настроенной». В то же время «он преображает атмосферу пространства картины в некий символ направленности, будущности. Он заглушает в изображении язык мимолетного». (Закат Европы. Том 1: Гештальт и действительность. М., 1993).

Елене Ильичевой присуще умение передать ощущение света, идущего изнутри. Здесь не имитируются солнечные лучи или же искусственное освещение, светоносность свойственна самой ее живописи. Краска под ее руками преображается, - передавая цвет предметов, она одновременно приобретает нематериальную, струящуюся потоком озаренность. С этим, возможно, связано и ощущение глубины пространства при сохранении единства картинной плоскости. Впечатление от поверхности холста подобно созерцанию древнего палимпсеста - изготовленного из телячьей кожи пергамента, с которого многократно счищали старый текст, заменяя на новый.

По собственному признанию автора, она постоянно обращается «к художникам Возрождения, проникаясь их священнодействием в живописи», вдохновляясь образами Леонардо и Микеланджело - их живописных, графических и монументальных произведений. В полотне «Arte scienza» (из серии «Манифесты», 2010), как своего рода пароль, читается слово сфумато, которым Леонардо да Винчи обозначал свое магическое искусство деликатнейшей светотени.

Даже в названиях некоторых работ («Сумма взаимодействующих элементов») сказывается отличающая искусство Елены Ильичевой свобода компоновки. Нередко художник мастерски использует эффект незаполненного фона, из которого как бы непреднамеренно и свободно вырастает изображение. «Внимательно выслушивать пространство», по собственным словам художника, ощутить самого себя в нем, «добиться воплощения несбыточной мечты» - такова ее задача...

Зачастую чувствуется прикосновение живой руки, - художник предпочитает работать без применения привычного атрибута живописца - кисти, считая, что лишь касание создающей картинную поверхность красочной массы непосредственно пальцами способно донести до зрителя трепетное ощущение чувства, овладевшего автором произведения. Обращает на себя внимание культура поверхности холста, осознание значимости самой его фактуры. Тактильно чувственная осязательность предметного мира органически сочетается с поэтическим, идеально возвышенным его восприятием. Блеск металла, прозрачность стекла, теплота керамик подвижные складки ткани, листы бумаги, благоухание цветов, хрупкая нежность их лепестков, сочная плоть плодов, зрелость зерен граната, яркая мякоть спелых дынь, узор сухих ветвей, тиснение книжных переплетов... Во всем этом, по словам автора, «материальное сохраняет память о нематериальном...» Возникает впечатление единого экзистенциального потока времени, взаимодействия вечного и преходящего, кратковременного.

Живопись, представляющая собой, по выражению Елены Ильичевой, непрерывное прозрение, «нужна, если она необходима». При знакомстве с ее самобытным искусством оно входит в сознание зрителя и способно надолго стать его неотъемлемой частью.

Сергей Левандовский
Член Союза художников и Союза журналистов России
Старший научный сотрудник Русского музея
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Голосование

Что, по Вашему мнению, лучше всего вписывается в рамки Арт-Центра?
 


Посетители

934514
TodayToday0
YesterdayYesterday416
This weekThis week1320
This monthThis month6944
AllAll934514

Недавние Комментарии

  • От Ваших работ веет душевным теплом, и хочется бес...
  • Хочу участвовать в мастер-классе в Москве(желатель...
  • Класный сайт у вас.
  • Леночка умничка! Больших творческих успехов!
  • Супер картина! Философская!