You are here: Главная Статьи Статьи о художнике Cтатья в журнале "За калужской заставой"
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Helen Illichova

art gallery

видеоуроки живописи

Cтатья в журнале "За калужской заставой"

Я СЛУШАЮ  ПОДСКАЗКИ ПРОСТРАНСТВА

Елена Ильичева - галерея НагорнаяГалерея “Нагорная”, которая всегда радует нас чудесными открытиями в мире искусства, в эти холодные январские дни приготовила новый, поистине солнечный подарок - выставку “Манускрипты старых мастеров”. На ней представлены работы  известного художника Елены Ильичевой из Одессы. Ее картины настолько красивы, объемны, а изображения так достоверны и одухотворены, что, кажется, перешагнув через раму, можно попасть в иную, в чем-то волшебную реальность. Особой глубины и поразительной энергетики, которой буквально пропитано каждое полотно,  Елена добивается благодаря собственной, авторской технике письма. Причем она готова поделиться своими секретами со всеми желающими. В день открытия экспозиции Ильичева провела мастер-класс, всего за час-другой создав на глазах у посетителей новое живописное произведение.


- Елена, вы на каждой выставке демонстрируете гостям свою уникальную технику?
- Стараюсь. Дело в том, что живопись - огромное удовольствие, а моя техника очень легкая и быстрая. Картина пишется на одном дыхании, где первый мазок краски - он же последний. Потом я рисую пальцами, надев на руку носок. Это очень удобно, и энергия, которая исходит из кончиков пальцев, насыщает краски и всю картину наполняет жизнью. В моей живописи есть что-то и от скульптуры, и от ворожбы. Я люблю, когда в мастер-классе участвуют много людей. Каждый может подойти - и взрослый, и ребенок - нарисовать какой-то свой элемент, оставить в картине свой лучик света. И чем больше людей потом захотят рисовать - тем лучше. Не важно, будет человек использовать мою технику или искать собственную. 
- Вы сразу нашли свой путь в живописи?
- Нет, конечно. Я окончила Одесское художественное училище имени Грекова, потом педагогический институт. И сначала рисовала кистью, как меня учили. Но художник ведь постоянно находится в состоянии соревнования - с коллегами или с собой. Искала новые приемы, собственную манеру письма. Моя первая авторская техника - рисование пастелью на темной наждачной бумаге. Получались очень красивые натюрморты, букеты цветов. А потом я взяла масляные краски, и это уже на всю жизнь - их ни на что не променяю. Много экспериментировала и наконец стала рисовать с использованием ткани - мужского носка или газеты, ножа, щеток. 
- Почему это было так важно для вас?
- Мне хотелось оживить краски, добиться их одухотворенности. Я очень люблю технику акварельной живописи. Она дает возможность поднятия от самой тонкой прописки до огромного постоза (щедрые, жирные мазки. - Прим. ред.). Я рисую внутри живописи. Это живая техника, очень контактная. Для художника ведь главное - найти свою красочную “ткань”, делающую тебя счастливым. Если получится, то люди, которые будут смотреть на твою картину, почувствуют то же самое и станут счастливее. Ведь это на самом деле происходит - зрителю передается состояние художника, его вдохновение. 
- Ваши картины очень эмоциональны,  в них сплетаются времена и идеи. Даже современные сюжеты как будто уходят корнями в глубину веков, куда-то в эпоху Возрождения…
- Я дружу со временем. Осознанно радуюсь сегодняшнему дню, но знаю, что существует прошлое и будущее, и все это принадлежит мне. Конечно, прошлое таит невероятные со-кровища. Вообще, я считаю своими учителями гениев эпохи Возрождения. Крошечный рисунок Рафаэля открывает перед тобой бесконечность чувства и мысли, могу часами его рас-сматривать. Я обычно учусь у рисунков, в них отражается “мысль руки”, с них начинается воплощение любого замысла. Листая альбом Леонардо да Винчи, я хочу понять, какую он ставил перед собой задачу, создавая ту или иную картину, рисунок. И стараюсь сама ее решить - другими образами, в другой манере и технике, но ту же самую задачу. Знаете, еще Дюрер сказал: художники будущего, прошу вас, продолжите наше дело, потому что жизни не хватает. Одной жизни не хватает, чтобы сделать все задуманное, сказать… 
- А вам хватает? Вы каждую картину напитываете своей энергетикой, где вы ее черпаете?
- Занимаюсь по китайской системе цигун. В нашем организме кроме кровеносной, костной, нервной системы есть еще энергетическая система. Смолоду мы ярко горим, к старости тускнеем. Я стараюсь восстанавливаться, медитирую и это помогает справляться… Красочный слой требует насыщения энергией: сначала он вытягивает ее из глаз, потом из позвоночника. Без этого краска не оживает, она не будет говорить, взаимодействовать с человеком - ни с художником, ни со зрителем. В любом деле так - хоть борщ вари, хоть пиши… Нужно “гореть”.
- Что  для вас приоритетно - вдохновение или профессионализм, профессиональная дисциплина?
- Профессионализм. Я профессионально занимаюсь живописью с 33 лет, работаю по десять часов ежедневно. Но все равно всегда нужно идти вперед. Я буду работать в любом состоянии. И никогда не было, чтобы я кого-то подводила. Если мне заказали картину, стараюсь сделать ее раньше срока, потому что, когда заказчика все устраивает и он ставит картину в раму, я еще должна ее дописать. Дело в том, что рама влияет на работу, и нужно, чтобы все гармонично сочеталось - и картина, и рама, и интерьер. 
- Есть работы, с которыми вы ни за что не расстанетесь?
- Есть одна, чудом она у меня задержалась. В ней я нашла свою технику прошкрябывания и протирания. Она меня “держит”, охраняет как бы. 
- Ваша семья вам помогает?
- Во всем. С мужем мы даже сейчас вместе работаем. Он архитектор, а теперь еще стал писать со мной картины, в моей технике. У нас интересно получается. Он мыслит по-мужски и не-много убирает из картин мою эмоциональность, которая иногда мешает целостности. Он более точный, логичный. И вот это равновесие инь и янь, мне кажется, очень хорошо проявляется. А сын - он всегда со мной и сейчас он здесь. Это мой директор. Недавно подарил мне внука. У меня хорошая семья и я очень счастливый человек. 
- Какую цель вы сегодня ставите перед собой в живописи, к чему стремитесь?
- Есть у меня задача… Может быть, я сильно завышаю свою планку… но очень хочу подняться до создания… иконоподобных работ. Знаете, я очень люблю древнерусскую икону. Она ведь действительно несет свет. И я хочу, чтобы каждый живописный мазок на моей картине лечил человека, вел к свету. Живопись может менять мир, делать людей счастливее. Хочу, чтобы человек, глядя на мою работу, менялся, избавлялся от хвори, тоски, депрессии и начинал ощущать безмерную радость бытия. Говорят, уже сейчас что-то такое происходит, но необходимо добиться большего, а потом - устойчивого эффекта…
- Вы знаете, как это сделать?
- Я всегда молюсь перед работой. Вы заметили, наверное, когда рисую, добавляю к краскам чуточку земли Израиля, немного святой воды. Это очень помогает. И я слушаю пространство - оно всегда ведет в правильном направлении. Кто-то считает это интуицией, кто-то ищет “знаки”. Я называю  пространство - живое, говорящее Все. Оно всегда с нами говорит, указывает, куда идти, что делать, где выставляться, когда отдыхать. Мне сказано: нужно делиться, и я делюсь. И верю, что можно добиться всего, к чему стремишься, когда есть вдохновение.
- Ваш родной город, наверное, этому способствует?
- Обязательно. Одесса - город, в котором каждый человек - как твой родственник. Может быть, причина - морские просторы, они дают ощущение безграничности. Одесса подвластна всем ветрам, штормам, там всегда кипит жизнь. Знаете, какое самое модное место в Одессе? - трасса здоровья, она идет вдоль моря. Там гуляют, веселятся, встречаются, готовят шашлыки. Все на берегу моря - сказка!
- А как вы находите Москву? 
- Я очень люблю Москву и с каждым приездом вижу, как она хорошеет. Люблю московские церкви, улицы и, конечно, людей. Когда самолет подлетает к Москве, всегда пою - на сердце такая радость!


Беседу вела 
Надежда СТУДЕНИКИНА
Фото Юрия ДОЛГАНОВА

живопись Елены ИльичевойНа выставке 
в “Нагорной” 
представлены картины Елены Ильичевой 
из проектов “Манускрипты старых мастеров”, 
“В предчувствии счастья”, “Скандинавский странник”, “Богиня Востока”.

ИЗ ДОСЬЕ ХУДОЖНИКА
Елена Ильичева  родилась и живет в Одессе. Окончила Одесское художественное училище им. М.Б. Грекова, Одесский педагогический институт им К.Д. Ушинского. Член Нацио-нального союза художников Украины, член Творческого союза художников России.
Преподавала живопись и рисунок в Одесском художественном училище им. М.Б. Грекова.
Самостоятельный живописец с 1980 года.
Участница многих всесоюзных, все-
украинских, международных выставок, биеннале, на ее счету большое количество арт-проектов, а также 14 персональных выставок. Работы Ильичевой есть в музейных коллекциях нескольких стран.
Имеет в родном городе свою художественную галерею и школу живописи.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Голосование

Что, по Вашему мнению, лучше всего вписывается в рамки Арт-Центра?
 


Посетители

1026136
TodayToday3
YesterdayYesterday224
This weekThis week642
This monthThis month4130
AllAll1026136

Недавние Комментарии

  • I was able to find good advice from your content. ...
  • Yoou made some good points there. I looked on the ...
  • От Ваших работ веет душевным теплом, и хочется бес...
  • Хочу участвовать в мастер-классе в Москве(желатель...
  • Класный сайт у вас.